СОЛДАТАМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ — ВЕЧНАЯ СЛАВА!

Нечаев не помнил, как его ранило. Он очнулся в госпитале, и всепоглощающая боль была  его единственным ощущением.Помнил он только стеганку, пропитанную кровью, а перед глазами плыл жаркий ад Сталинградского сражения, куда гвардии сержант Нечаев попал прямо из учебки…

Уже на фронте он познакомился с Мишей Кухарским — красивым польским парнем из Баку. Ребята были полной противоположностью друг друга: Миша немногословен, сдержан и терпелив, а Виктор — в силу возраста (на 6 лет младше) безрассуден и вспыльчив. Оба они были добровольцами, и у них было только одно правило: ни шагу назад. Что бы ни случилось — ни шагу назад. Миша Кухарский проходил военную службу в Сальянах, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен на фронт Сталингада. У Миши в Баку осталась семья: жена и три дочери: Лилия, Роза и младшая — Валентина (моя мама).

В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. 12 июля 1942 года образовался Сталинградский фронт, а день 17 июля вошел в историю, как начало великой Сталинградской битвы. Передовые части немецко-фашистских войск в составе 6-й полевой армии вермахта под командованием генерал-лейтенанта фон Паулюса вышли к рекам Чир и Дон, и вступили в бой с частями 62-й армии. В большой излучине Дона, на дальних подступах к Сталинграду, и началась великая Сталинградская битва. К началу битвы на Сталинградское направление были выдвинуты 14 немецко-фашистских дивизий, в которых было 270 тысяч солдат и офицеров, 3 тысячи орудий, 500 танков, 1200 самолетов. Гитлеровцам противостояли советские войска в составе 12-ти дивизий; около 160 тысяч воинов, 2200 орудий и минометов; 400 танков и всего 454 самолета.

Виктор Нечаев был инструктором танка Т-34, а Миша Кухарский — танка КВ-1с, который обладал достаточной толщины лобовой броней, вооружен 76-миллиметровым орудием, тремя 7,62 мм пулеметами и являлся грозным противником для немецких танков. За организаторские способности и беззаветную храбрость начальство представило Мишу к награде «За отвагу». Чем Сталинград был для советских людей, известно всем, а исход этой битвы имел такое огромное значение, что мог оказать влияние на дальнейший ход военных действий. Теперь принято считать, что Сталинградская битва знаменовала собой коренной поворот в ходе всей войны. В ходе этой величайшей битвы, последовавшей за разгромом немцев под Москвой, был окончательно развеян миф о непобедимости немецких войск. Дымились пепелища города на берегу Волги, но советские солдаты сражались в окопах Сталинграда и его руинах, превращая их в неприступную крепость. Тяжелая битва, решившая исход войны, закончилась окружением и капитуляцией 300-тысячной армии фельдмаршала Паулюса. И есть в этой великой победе доля командира танка КВ-1с Михаила Кухарского. В боях под Сталинградом его танк уничтожил 8 танков врага. У войны есть свои законы. Но есть и одно непреложное правило: солдат, доживший до Победы, никогда не забудет тех, кто навечно остался лежать на полях сражений.

В Баку за это время две его дочери Лиля и Роза умерли от менингита, выжила только Валентина. Жена долго разыскивала Мишу, посылала многочисленные запросы в разные города, и только 31 октября 1944 года пришло извещение, в котором говорилось, что Михаил Вацлович Кухарский пропал без вести. А раз не было похоронки, значит, надежда была. Жена продолжала поиски. Виктор Нечаев, дошедший до Берлина, вернувшись с войны, принес семье страшную правду: рассказал жене Миши, как танк, которым командовал ее супруг, выходил из окружения, расстреляв все свои боезапасы. Его уничтожили на глазах у Виктора.

Тяжело и больно об этом вспоминать тем, кто прошел огневыми дорогами этой страшной войны, теряя боевых друзей и товарищей, теряя близких. Наверное, именно поэтому так немногословен был Виктор Нечаев. А, может быть, в память о немногословности и сдержанности погибшего друга. Прошло много лет с того памятного мая 1945 года, а этот скромный человек всю свою жизнь хранил молчание о своих боевых дорогах. В 1978 году Виктор Нечаев — свидетель гибели моего деда Михаила Вацловича Кухарского, скончался от тяжелой продолжительной болезни, которая подтачивала его все эти годы — в связи с многочисленными ранениями, о которых он предпочитал молчать.

Европу усеяли их останки,
Но с нами они поныне в строю,
Как будто тогда не сгорели в танках
И не погибли в бою…
СОЛДАТАМ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ — ВЕЧНАЯ СЛАВА!

ЯНА МАДАТОВА
 http://vesti.az/news/116711/

Запись опубликована в рубрике Wiadomości. Добавьте в закладки постоянную ссылку.